Нужно ли давать деньги детям?

Нужно ли давать деньги детям



Частый вопрос, который задают себе родители — нужно ли давать деньги детям? Если да — то за что? Сколько? Как часто?

Существует два устойчивых лагеря мнений, к одному из которых после некоторых размышлений примыкают родители.
Первое-без собственных карманных денег ребенок не может вырасти полноценной личностью, не научится правильно планировать расходы, а также будет чувствовать себя неполноценно в кругу сверстников, которых родители поощряют деньгами.
Второе — собственные деньги развращают, делают ребенка корыстным и избалованным. Деньги являются источником опасности для ребенка, потому что у него их могут однократно или систематически отбирать окружающие дети.




Поспорить можно и с теми, и с другими — но в настоящее время детские психологи считают, что в финансовом воспитании детей всё же больше пользы, чем вреда.
Однако необходимо осознавать, что ребенок должен быть психологически готов к тому, что ему будут давать деньги. Это значит, что ребенок как минимум уже посещал самостоятельно магазин и справился с покупками: выбрал нужный товар, подготовил деньги, расплатился на кассе, принес покупку и сдачу домой. Кроме того, ребенок должен четко понимать (и рассказать вам), на что он будет тратить свои финансы.
И, наконец, у него должно быть сформированное представление о товарно-денежных отношениях в масштабах семьи. Он должен знать, что деньги зарабатываются родителями; что у семьи есть расходы; что не всё желаемое можно купить сразу и немедленно.
Если же ребенок избалован, ставит под сомнение родительский авторитет, не умеет себя контролировать, часто устраивает истерики при отказе купить ему что-то — значит, он пока не готов к собственным деньгам.

За что можно давать ребенку деньги?




Однозначно стоит сказать, что нельзя поощрять финансами за помощь в домашних делах и каждодневный труд в школе — и делать это на регулярной основе. Такая модель поведения в семье ведет к тому, что ребенок учится подменять человеческие ценности финансовыми взаимоотношениями. Вместо хорошей учебы во имя успешного будущего, помощи родителям из любви — ребенок быстро начинает пытаться зарабатывать, и даже может выдвигать требования по повышению действующих расценок. Если в вашей семье сформировались именно такие отношения, а вы считаете, что таким образом вырабатываете в детях прилежание к учебе, любовь к труду и желание помогать — вы ошибаетесь. Нужно как можно скорее уйти от такой схемы семейных взаимоотношений. Ребенок должен понимать, что семейные ценности нельзя подменить денежными выплатами.

Но не всегда денежное поощрение нужно запрещать. Оно вполне уместно, если ребёнок совершил нечто нестандартное и трудно достижимое, например вплотную занялся учебой и из посредственных отметок «вырос» до отличника. Только необходимо акцентировать внимание ребенка на том, что вы платите ему не за учебу и не за «пятерки», а за его усердие и большое старание, которые он применил. Заведите вместе с ним красивую копилку, и положите туда его личные деньги, действительно заработанные с помощью трудолюбия и старания. Современные копилки в виде банкоматов, «жующие» копилки являются дополнительным стимулом детей к финансовой дисциплине и успешному распоряжению собственными деньгами.
Вы можете предложить ребенку копить деньги на крупную покупку, о которой он мечтает.

Еще один вопрос, который очень волнует родителей — это сумма, которую можно дать ребенку.

Здесь нет и не может быть однозначного ответа. Всё зависит от целей, с которыми даются деньги; от возраста ребенка; от того, как давно ваш ребенок получает карманные деньги.
Логично, что детям младшего возраста требуется меньше денег, чем старшеклассникам — в силу более скромных потребностей и образа жизни.
Подростки же имеют более сформировавшиеся интересы, представления о собственном досуге и способах потратить карманные деньги — особенно в периоды первой влюбленности и ухаживания. Если вы уверены в том, что ваш повзрослевший ребенок сможет правильно распорядиться средствами, доверяете ему и располагаете финансовой возможностью — можно давать ему весомую сумму. Но если вы только начали давать карманные деньги в этом возрасте — имеет смысл поначалу оперировать небольшими суммами, пока ребенок не привыкнет ими распоряжаться.
Необходимо объяснить детям, что не стоит носить с собой крупную сумму денег (в целях безопасности), а также рассказать о том, что в случае физической угрозы со стороны посторонних он должен без сопротивления отдать похитителю все имеющиеся деньги, а потом сообщить об этом родителям для обращения в полицию.

Следующий «тонкий» вопрос — каким образом нужно контролировать расходы, если деньги уже выданы?

Ведь деньги даются как признание определенной степени детской самостоятельности, следовательно, ребёнок должен распорядиться ими самостоятельно. Иначе это будут просто покупки под родительским контролем.
Наиболее правильным будет оговорить строгие запреты (не играть на деньги, ни занимать, ни давать в долг), условия пользования деньгами (на что можно и нельзя их тратить), а в остальном придерживаться тактики ненавязчивых советов (при этом ребенок имеет право совещательного голоса) и незаметного контроля.

Если среди друзей вашего ребенка он стал первым, кто получает карманные деньги, у него может возникнуть резонный вопрос по поводу других родителей:

«Почему детям не дают деньги?».

Постарайтесь объяснить, что в каждой семье этот вопрос решается по-разному, и, возможно, родители его друзей имеют другое мнение по поводу предоставления карманных денег. В разговоре подчеркните, что вы доверяете ему и считаете его достаточно взрослым для того, чтобы иметь собственные средства для оплаты мелких расходов. При этом тратить деньги нужно уметь правильно, и учиться этому нужно уже сейчас.
Если окажется, что ребенок потратил всю выданную на определенный период сумму-не стоит давать ему еще. Он должен научиться распоряжаться собственными средствами сам. От того, насколько успешно вы обучите ребенка денежной самодисциплине и насколько верным будет его финансовое воспитание, зависит его будущий успех во «взрослой» жизни.




1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

1 Комментарий

  1. Действительно, не нужно приучать ребенка к тому, что все решают деньги, все можно купить и продать за деньги. На первом месте должны стоять общечеловеческие ценности, которые не продаются и не покупаются, не нужно их измерять деньгами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *